Возможности онкологической диагностики
Чёткой системы профилактики для большинства онкологических заболеваний до сих пор не разработано, так как до конца не изученными остаются сами причины и пусковые механизмы развития заболевания. Несмотря на отсутствие чётких данных о причинах развития рака, для каждого отдельного заболевания прослеживается множество связей с факторами, способными его спровоцировать. Так, среди курящих людей в несколько раз повышен риск развития рака лёгкого – самого распространённого и одного из наиболее опасных онкологических заболеваний. Кроме того, курение является фактором риска развития многих других онкологических заболеваний. Частое употребление жирной пищи и красного мяса связано с опасностью развития колоректального рака. Нет метода, позволяющего на 100% предотвратить развитие любой болезни. Но чтобы значительно снизить риск развития злокачественных новообразований, достаточно принять несколько довольно простых правила. Это всё то, что входит в понятие «здорового образа жизни». Однако, для каждого из приведённых ниже пунктов существует достоверная связь со значительным снижением риска развития рака, доказанная большими популяционными исследованиями:
  • Отказ от курения;
  • Борьба с избыточным весом;
  • Регулярное занятие спортом;
  • Диета с ежедневным употреблением растительной пищи, молочных продуктов, ограничением потребления красного мяса, отказ от жирной и острой пищи;
  • Регулярное прохождение профилактического осмотра и обследования в соответствии с возрастом и группой риска.

Разработка программ ранней диагностики и скрининга является одним из приоритетных направлений развития онкологии и позволяет значительно улучшить результаты лечения. Под скринингом подразумевается набор диагностических методик, лёгких в применении, не требующих больших временных и финансовых затрат, при помощи которых возможно регулярно проводить эффективные информативные обследования организма. Программы скрининга разработаны для всех наиболее распространённых видов онкологических заболеваний. Список исследований, которые нужно регулярно проводить, одинаков для всех групп населения. У людей с высоким риском развития онкологических заболеваний (наличие определённых наследственных синдромов, онкологические заболевания у родственников первой линии) следует проводить те же исследования, но с более раннего возраста. Рекомендуемый возраст в данном случае - на 5 лет раньше самого раннего возраста постановки диагноза онкологического заболевания у родственника первой линии (или с рекомендуемого возраста начала проведения скрининга, в зависимости от того, какой из них раньше).

Следующие диагностические методики рекомендованы для скрининга наиболее распространённых онкологических заболеваний:

1)Рак шейки матки
Метод исследования, частота проведения:
мазок на онкоцитологию (рекомендуется сдавать 1 раз в год или по рекомендации врача), УЗИ. Также, если у Вас присутствуют кровянистые выделения, не связанные с менструацией, которые могут возникать, например, после контактов - обязательно обратитесь к врачу.
Описание метода исследования:
во время осмотра гинеколога берётся мазок слизистой влагалища и шейки матки, данный метод позволяет диагностировать также доброкачественные и воспалительные заболевание, а также рак эндометрия.
Возрат начала скрининга: после начала половой жизни.
Возраст окончания скрининга:
рекомендуется наблюдение на протяжении всей жизни.

2)Рак молочной железы
Метод исследования, частота проведения:
обследование у маммолога при подозрении на опухоль или 1 раз в год, самообследование молочных желез - ежемесячно (подробнее о самообследовании молочных желез Вы можете узнать в нашей статье - "Самообследование, маммология"), УЗИ молочных желез.
Описание метода исследования: при подозрении на опухоль, Вы можете пройти в нашем центре УЗ-исследование молочных желез. Врач маммолог может взять у Вас прицельную пункцию образования с исследованием клеток в онколаборатории. При подозрении на семейный рак молочной железы (рак у мамы, сестры) Вы можете сделать в нашем центре анализ на генетическую предрасположенность, а так же сдать кровь на онкомаркеры. Следует помнить, что рак молочной железы встречается и у мужчин.
Возраст начала скрининга: при подозрении на опухоль или 1 раз в год.
Возраст окончания скрининга: рекомендуется наблюдение на протяжении всей жизни.

3)Рак толстой и прямой кишки (колоректальный рак)
Метод исследования, частота проведения:
анализ кала на скрытую кровь, пальцевое исследование. Данные обследования рекомендуется проводить при подозрении на опухоль или 1 раз в год. При желании, в нашем центре Вы можете сдать анализ на риск развития колоректального рака.
Описание метода исследования: лабораторное исследование фекалий на наличие крови.
Возраст начала скрининга: 45 лет.

4)Рак простаты
Метод исследования, частота проведения:
 анализ крови на ПСА (простата-специфический антиген) - 1 раз в год, осмотр уролога-проктолога - 1 раз в год. Важно знать, что раком простаты заболевают и молодые мужчины, все антигены имеют значение в динамике. Также в нашем медицинском центре Вы можете пройти УЗИ простаты. При желании, в нашем центре Вы можете сдать анализ на риск развития рака простаты.
Описание метода исследования: анализ крови на высокоспецифичный маркёр рака простаты. Осмотр уролога-проктолога, который эффективен также при диагностике рака прямой кишки и анального канала.
Возраст окончания скрининга: рекомендуется на протяжении всей жизни.

Выше были перечислены методы скрининга, которые эффективны для ранней диагностики рака и улучшения результатов его лечения для всего населения, вне зависимости от наличия факторов риска.
Однако существуют другие распространённые онкологические заболевания, в отношении которых пока нет достаточно данных за эффективность проведения профилактических осмотров всему населению, но скрининг безусловно показан лицам с наличием определённых факторов риска:

1)Рак лёгкого
Факторы риска:
курение (активное или пассивное).
Метод исследования, частота проведения:
исследование мокроты на раковые клетки, 1 раз в год. При желании, в нашем центре вы можете сдать анализ на специфический антиген рака лёгкого.
Описание метода исследования:
как правило, необходимо несколько анализов, т.к. в первом можно не получить достоверный результат. Также Вы можете пройти в нашем центре УЗ-исследование, с помощью которого можно вовремя выявить метастазы в лимфатических узлах.

2)Рак желудка
Факторы риска: хронический гастрит, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, семейный аденоматозный полипоз.
Метод исследования, частота проведения: анализ на специфический антиген рака желудка.
Описание метода исследования: анализ назначается после консультации онколога.

3)Рак эндометрия и яичников
Факторы риска: нерегулярные маточные кровотечения, женские гормональные нарушения.
Метод исследования, частота проведения: УЗИ при появлении симптомов из факторов риска, анализ на онкоцитологию (по рекомендации врача или 1 раз в год). При желании, в нашем центре вы можете сдать анализ на специфический антиген рака яичников.
Описание метода исследования: установка ультразвукового датчика во влагалище и исследование окружающих структур. Во время осмотра гинеколога берётся мазок слизистой влагалища и шейки матки.

4)Рак кожи и меланома
Факторы риска: наличие множественных пигментных пятен и родинок на коже, посещение солярия, частые солнечные ожоги, бледный тип кожи.
Метод исследования, частота проведения: осмотр кожных покровов специалистом, микрофотография подозрительных образований. Обратиться к специалисту следует, если у вас появилось новое образование на коже, если старое образование стало увеличиваться, кровоточить (например, при ношении нижнего белья).
Описание метода исследования: обычный осмотр квалифицированного специалиста позволяет достоверно диагностировать заболевание на ранней стадии. Подозрительные образования и родинки удаляются, проводится их исследование на раковые клетки.
Возраст начала скрининга: 20 лет.
Возраст окончания скрининга: рекомендуется на протяжении всей жизни.

Уважаемые пациенты, важно обратить внимание на следующие факторы: если у вас присутствует выпадение волос, появились высыпания на коже, частые ОРЗ, слабость - всё это говорит о проблемах с иммунитетом, в этом случае необходимо обязательно сдать скрининговые анализы рака, пройти УЗ-исследование у врачей-экспертов на аппарате УЗ-диагностики экспертного класса. В ранней диагностике онкологических заболеваний большое значение имеют класс УЗ-техники, квалификация и опыт врача-эксперта, т.к. можно увидеть различные тонкости заболевания и на более ранних стадиях выявить опухоль.

Записаться на приём в медицинском центре "Мама" Вы можете через наш сайт - "Запись на приём" или по телефонам: 708-038, 387-100, +7 912 734-58-98.